Антикризисные меры, или полный бардак в каршеринге
За последнюю пару месяцев сразу три каршеринга пошли на серьезные изменения в формате работы. Буквально вчера LifCar ввел обязательный залог для совершения поездок. TimCar отказался от поминутной аренды и распустил больше половины автопарка. Car5 и вовсе перешел к формату суточной аренды автомобилей. Пытаемся разобраться, что за хрень происходит с каршерингами и повторится ли история обанкротившегося EasyRide.
LifCar
Гордый обладатель 350 автомобилей, каршеринг LifCar, заметным игроком не был никогда. В скромной автопарке всего 2 модели (Lifan X50, Lifan X60), ценник плюс-минус стандартный (7 руб./мин). Разве что требований по возрасту и стажу у компании нет — приветствуются все совершеннолетние водители с правами категории B.
Так или иначе, говорить о существенных конкурентных преимуществах LifCar не приходится. А теперь появился еще и существенный недостаток, который оператор назвал “проверкой положительного баланса перед началом аренды”. По факту, компания требует залог в 300 рублей, чтобы позволить арендовать автомобиль.
Понятно, что таким образом оператор пытается застраховать себя от неоплаченных поездок. Но уж больно метод топорный выбрали! Убер, к примеру, тоже в какой-то момент стал проверять клиентов на платежеспособность, но поступил более элегантно. При подтверждении заказа, он резервирует средства на привязанной карте, а списывает их уже по факту совершения поездки.
Почему LifCar пошел по другому пути и заставляет переводить средства на внутренний бонусный счет — загадка. Но что известно наверняка, так это что ряд пользователей это отпугнет от пользования сервисом.
TimCar
Тут вообще все грустно и печально. Сперва из-за недостатка спроса компания сократила автопарк (с 560 до 154 автомобилей). Вместе с тем отменила акционный утренний тариф. Потом вообще перешла на почасовую аренду, оставив минутный тариф только для постоянных клиентов. Параллельно всему этому каршеринг существенно покромсал зону завершения аренды:
Сложно представить, чтобы из такой сложной ситуации компания смогла выйти без потери клиентов. Скорее всего, верность “похудевшему” оператору сохранят только постоянные пользователи — а их числа точно не хватит, чтобы обеспечить рентабельность бизнеса. Так что наиболее вероятный исход — закрытие сервиса или переход в партнерский пул YouDrive или Делимобиля.
Car5
Этот оператор остается одним из самых старых в стране: он открылся в 2015 году и был четвертым по счету. Тем не менее, в 2018 году сервис явно начал скатываться и преподнес несколько неприятных сюрпризов. Сначала его выкинули из программы YouDrive pool за несоответствие стандартам качества. Затем с карты исчезли автомобили. Потом оператор в один день взял и выключил функцию аренды через приложение. При попытке забронировать автомобиль на экране высвечивалось объявление с номером телефона, по которому можно было заказать услугу:
Сейчас в приложении опять творится какая-то неведомая фигня. Машины вроде как доступны, но забронировать их привычным способом нельзя. Предлагается заполнить мини-анкету с указанием дат аренды. В общем, Car5 почти полностью трансформировался в обычную аренду автомобилей: от каршеринга осталось разве что приложение. Даже не понятно, имеет ли смысл оставлять его в списке действующих операторов.
Трудно не заметить, что проблемы возникают только у мелких каршерингов. И они только усугубляются с развитием операторов-гигантов, автопарки которых насчитывают несколько тысяч единиц. И если в 2018 году рынок еще позволял уживаться игрокам всех сортов и пород, то в 2019 климат сильно изменится. Для выживания маленьким компаниям придется либо предлагать особые фишки (например, как антипробочный тариф от Carlion), либо вступать в альянсы.
В противном случае их ждет поглощение или банкротство. Наверняка крупные компании с удовольствием полакомятся их косточками, выкупив каршеринговые авто со всем оборудованием по выгодной цене.
Чтобы получать самые интересные новости и статьи о каршеринге, подписывайтесь на наш Telegram канал или группы в социальных сетях ВКонтакте и FaceBook.
Добавить комментарий