Мы знаем о каршеринге всё!
Главная » Статьи » Амбициозный CarSmile: 12 городов и тысячи автомобилей

Амбициозный CarSmile: 12 городов и тысячи автомобилей

CarSmile – пусть и не самый крупный, но один из самых заметных каршерингов на рынке. Запустившись в 2018 году, всего за полгода компания провела самостоятельный запуск в двух городах и значительно увеличила свой автопарк. Яркая оклейка, обсуждаемые, но все равно популярные Renault Kaptur и понятное приложение – далеко не единственные достоинства сервиса.

Мы попросили генерального директора Дмитрия Иващенко подвести итоги своего дебютного года и рассказать о планах CarSmile на 2019, Заодно обсудили выбор автомобилей, основные тренды в отрасли и, конечно, растущие цены на каршеринг.  

интервью CarSmile

Для CarSmile 2018 стал не только годом основания, но и очень продуктивным периодом. Такое стремительное развитие первоначально входило в ваши планы?

В наши планы входило даже более стремительное развитие – как можно быстрее довести автопарк до 600 автомобилей. У нас много интересующихся инвесторов, мы хотели бы масштабировать свой бизнес достаточно быстро. Во всяком случае, первоначальный план у нас такой. Пока что у нас 320 автомобилей, так что еще есть, куда расти.

Иногда люди арендуют легковой автомобиль только для того, чтобы доехать до Каптюра.

Для своего автопарка вы выбрали один из самых обсуждаемых автомобилей в каршеринге – Renault Kaptur. Как эта модель показала себя зимой? Насколько выбор был оправдан?

Мы считаем, что выбор был абсолютно правильный. Kaptur хорошо смотрится, хорошо подходит под наш бренд и именно зимой он более востребован, чем легковой автомобиль. Если вы почитаете чаты, то увидите, что иногда люди арендуют легковой автомобиль только для того, чтобы доехать до Каптюра. При этом автомобиль не провоцирует к дрифту или скоростной езде, у него идеальное соотношение по коробке и мощности для езды в “городском режиме”.  Мы не замечали, чтобы люди безрассудно себя на нем вели.

Понятно, что водителям в любом случае нужно обращать внимание на дорожные условия и соизмерять с ними возможности автомобиля. Знаете выражение: “чем круче джип, тем дальше бежать за трактором”? Эту истину никто не отменял. Не далее, чем вчера у нас загнали каптюр в сугроб глубиной в метр. Понятно, что никакой автомобиль не рассчитан на такую эксплуатацию.

Хотелось бы узнать о ваших успехах в цифрах. Сколько пользователей воспользовались CarSmile? Сколько было совершено поездок?

В Санкт-Петербурге, где сосредоточена большая часть нашего автопарка, каждый день совершается более 350 поездок. Здесь мы уже достигли отметки в 9000 пользователей, и буквально на этой неделе планируем добавить еще 2000, которые сейчас находятся на утверждении.

В Туле, которую мы открыли только перед Новым Годом, зарегистрировалось около 500 пользователей. В среднем они совершают по 30 поездок в день.

Мы запускались не ради 300-350 автомобилей, а ради нескольких тысяч.

интервью CarSmile

Какие цели вы ставите перед собой на 2019 год? На сколько планируете нарастить автопарк?

Планы у нас достаточно амбициозные. Поскольку все основатели в прошлом – топ-менеджеры автомобильных компаний, то мы с самого начала хотели сделать что-то яркое и большое. Мы запускались не ради 300-350 автомобилей, а ради нескольких тысяч. Потенциальных охват – несколько городов России. Я пока не буду говорить, сколько их будет – это сильно зависит от наших партнеров и инвестиций, которые мы привлечем.

На 2019 год у нас запланировано 12 городов. В основном это миллионники.

Какие города для расширения рассматриваете в первую очередь? Сконцентрируетесь ли на городах миллионниках или больше на центральной части России, как в случае с Тулой?

В “идеальном” плане развития на 2019 год у нас запланировано 12 городов. В основном это миллионники, конечно, но не только. Тулу мы выбрали, потому что она стала столицей Нового Года России. Мы предоставили автомобили для проведения праздничных мероприятий, и это позволило нам постоянно быть на слуху.

И конечно, в Туле очень прогрессивная администрация – в лице губернатора, в лице первого вице-губернатора Вячеслава Федорищева. Они видят каршеринг, как часть жизненного пространства города. Тула вообще сейчас активно развивается и является номером один по туристическому трафику из Москвы, в том числе по статистике прироста. Это Ясная поляна, Куликово поле, музей оружия, пряники, самовары. Поэтому мы здесь видим определенный потенциал для развития региона, и как следствие – рынка каршеринга.

В принципе, мы внимательно рассматриваем южное направление (относительно столицы). Там пока нет каршеринга вообще, так что мы хотели бы этим воспользоваться и занять нишу.

Когда мы зайдем в Москву, мы обязательно предложим что-нибудь интересное.

Какие у вас планы относительно самой столицы? Будете ли запускаться самостоятельно?

Важно учитывать, что каршеринговое пространство радикально меняется с каждым месяцем. Меняются доли, представленные автомобили, партнерства – поэтому я могу обозначить только наши намерения в этом постоянно меняющемся пространстве. Безусловно, в Москве присутствовать нужно. Хотя бы для того, чтобы формировать единую клиентскую базу. Москвичи – очень активная категория населения России, они постоянно перемещаются, много и активно пишут в социальных сетях. Поэтому важно, чтобы они были близко знакомы с сервисом.

В тоже самое время, мы прекрасно понимаем, что в Москве другой уровень конкуренции, чем в той же Туле. Поэтому когда мы зайдем в Москву, мы обязательно предложим что-нибудь интересное. Что-нибудь такое, что будет серьезно отличаться от других каршерингов. Потому что мы не видим смысла в заходе по принципу “me too” – вот, мы такие же круглые-квадратные, как все остальные, только парк у нас меньше. Так что для входа мы готовим и достойный уровень автопарка, и особые предложения. Не буду заранее говорить, что именно – иначе это уже будет не интересно.

интервью CarSmile

В обеих столицах вы являетесь частью партнерской программы YouDrive:pool, поэтому не понаслышке знакомы с интеграцией в каршеринге. Как вы вообще относитесь к подобным партнерствам? В прошлом месяце, например, запустился агрегатор SWAPP, который стремится объединить все каршеринговые сервисы под одним крылом. Планируете ли и дальше входить в коллаборации?

Чтобы зайти на рынок каршеринга с нуля и со стороны, нужно обладать серьезными финансовыми и медийными возможностями. Пока что мы не встретили такого агрегатора, который мог бы решить проблемы небольшого каршеринга в одиночку или даже в значительной степени.

В первую очередь так происходит потому, что крупные операторы контролируют около 80% автопарка всего московского каршеринга. При этом они не заинтересованы в участии в подобных объединяющих проектах. Им важно формировать свой собственный бренд, свою клиентскую базу и свой автопарк – и иметь их в качестве конкурентного преимущества.

При этом мы не исключаем, что на рынке может появится агрегатор, у которого будет достаточно ресурсов, чтобы нести для каршерингов дополнительную ценность. В таком случае, мы будем рады присоединиться.

Высокая конкуренция не позволит сильно поднимать цены. Всегда найдется кто-то, кто захочет поиграть в демпинг.

Если не интеграция, то какие на ваш взгляд, тренды в развитии отрасли будут главными в 2019 году?

Я бы сказал, что будет тренд на изменение трендов. 2018 год был годом хаотичного, безудержного роста. Накачивания автопарков ради завоевания своей доли рынка. Причем независимо от того, прибыльная ли бизнес-модель, есть ли востребованность в этом парке именно в этом регионе, подходят ли выбранные модели автомобилей.

Я думаю, что 2019 будет годом некой консолидации. Каршеринги начнут больше заботиться о рентабельности, потому что клиентское обслуживание очень от этого зависит. Если у тебя не рентабельная бизнес-модель, ты не зарабатываешь на услугах, то нормально поддерживать свой штат и свою службу поддержки ты не можешь. Как и следить за нормальным состоянием автомобилей, их исправностью и чистотой. Поэтому я думаю, что это будет год обращения внимания на качественные характеристики предоставляемых услуг и рентабельность с точки зрения каршеринга.

При этом я надеюсь, что предложение для клиента не только не ухудшится, но и улучшится. Вы, конечно, заметили, что расценки слегка подросли от такой ценовой войны между операторами. Но у кого-то они даже упали, приобретя гибкие настройки. В общем и целом, я думаю что клиент от этого выиграет. Он заплатит столько же или чуть-чуть больше, но получит более качественную услугу и лучший опыт использования сервиса.

Учитывая такую ситуацию и актуальные экономические параметры (такие, как рост цен на бензин и стоимость парковок), стоит ли ждать повышения цен на каршеринг в ближайшем будущем?

Высокая конкуренция не позволит сильно поднимать цены в любом случае. Всегда найдется кто-то, кто по тем или иным причинам захочет поиграть в демпинг. Поэтому я думаю, что никаких радикальных изменений не будет. Все будут играть приблизительно на существующем уровне: в период высокой нагрузки цена будет стремиться к десяти рублям в минуту (в эконом сегменте), при низкой нагрузке будет падать.

Хотел бы обратить внимание людей, которые страдают клептоманией: все действия с автомобилем логируются.

интервью CarSmile

В завершение, хотелось бы немного обсудить ваших пользователей. Мы знаем, что многие проблемы в отрасли связаны с безответственным отношением к автомобилям. BelkaCar недавно выложила совершенно ошеломляющую статистику краж. Насколько остро эти проблемы стоят в вашей компании?

Мы наоборот, приятно удивлены тем, как ведут себя пользователи. Тем, что они пишут в социальных сетях, как они комментируют подобные случаи, и в принципе как жители реагируют на необычные ситуации. Например, если видят, что-то подозрительное – зачастую звонят или вызывают наряд полиции.

На что хотел бы обратить внимание людей, которые страдают клептоманией: все действия с автомобилем логируются. Есть посекундный лог, что произошло с автомобилем: с двигателем, с дверьми, с аккумулятором, с незамерзайкой. Люди, которые думают, что они поступили очень умно, поменяв новый аккумулятор в каршеринге на старый, не понимают простой вещи: что моменты падения напряжения на аккумуляторе можно отследить посекундно. Очень хочется донести этот факт до не очень сообразительных воришек.

Случаев таких в нашей практике очень мало, но они есть – и отследить их очень легко. То есть пропал коврик из автомобиля – это отметит следующий пользователь. Аккумулятор – ещё легче. А если в этот момент машина стояла под камерой в городе, то очень быстро можно получить запись и посмотреть, что происходило на самом деле. Так что в данном случае автомобиль каршеринга является, пожалуй, худшим объектом для такого воровства.

И всё же, это единичные случаи. Хочется отметить, что мы практически не видим варварского отношения к автомобилям или массового воровства. И за это я хотел бы сказать нашим пользователям огромное спасибо!

Чтобы получать самые интересные новости и статьи о каршеринге, подписывайтесь на наш Telegram канал или группы в социальных сетях ВКонтакте и FaceBook.